Диалоговые тренажеры. Что это такое и когда применяется.

Диалоговые тренажеры — замечательный инструмент овладения коммуникативным навыком, позволяющий имитировать наиболее типичные ситуации, в которых может оказаться обучаемый. Пользователь выступает в роли некоего главного героя и вступает во взаимодействие, к примеру, с клиентом, покупателем, подчиненным или, наоборот, руководителем. Если тренажер сделан достаточно качественно, пользователь отождествляет себя с главным героем и благодаря системе подкрепления и обратной связи осваивает требуемый коммуникативный навык. Именно поэтому диалоговые тренажеры считаются весьма эффективным инструментом, позволяющим «потренироваться», прежде чем вступать в реальное взаимодействие.
Для кого подходит диалоговый тренажёр?
Диалоговый тренажёр как инструмент, помогающий овладеть коммуникативными навыками, изучить и довести до автоматизма речевые конструкции, подойдёт для любых сотрудников, в чьи обязанности входит общение с кем-либо:
- Менеджеры по продажам.
- Операторы колл-центра.
- Курьеры.
- Администраторы.
- Официанты.
- Специалисты по подбору персонала.
- Тренинг-менеджеры.
- Руководители различных звеньев.
- И многие другие…
Как выглядит процесс обучения с помощью диалогового тренажёра?
Диалоговые тренажеры могут использовать различные визуальные и аудиоматериалы. Наличие и сложность применяемых элементов влияет на стоимость результата. Можно выделить следующие виды диалоговых тренажёров в зависимости от сложности разработки:
- Графический тренажёр. Применяются статические нарисованные персонажи. Аудиосопровождение отсутствует — в качестве речи используются выноски с текстом. Это наиболее доступный вариант.
- Графический курс с аудиосопровождением. Этот вариант сложнее, т.к. требует записи голоса, однако он включает дополнительные каналы восприятия. Даже нарисованный статический персонаж, который что-то говорит, воспринимается как реальный человек. Следовательно, эффективность обучения выше.
- Тренажёр с фотоперсонажами. По эффективности данный тип выше чем тренажёр с рисованным персонажем, так как подсознательно нарисованный персонаж воспринимается как нечто менее реальное, а следовательно, менее серьёзное.
- Тренажёр с фотоперсонажами и звуком. Такие тренажёры еще дороже, но их эффективность ещё выше.
- Тренажёр с видеоперсонажами. Требует серьёзных вложений. При этом возрастает и сложность редактирования контента. Актёр, ранее участвовавший в съёмках, может измениться внешне или отказаться от повторных съёмок. К этому и следующему типу разработки тренажёров стоит обращаться только после предварительного анализа всех «за» и «против».
- VR-тренажёр – курс с использованием технологий виртуальной реальности.
Безусловно наиболее дорогостоящий курс – VR-тренажёр с видеоперсонажами, т.к. требуется подбор актёров, съёмка, озвучка и более сложные технологии вёрстки курса. При этом достигается максимальный эффект вовлечения, что положительно сказывается на восприятии и запоминании нужной информации.