10 этапов разработки электронного курса

Разработка электронных курсов на заказ

10 этапов разработки электронного курса

Нередко у заказчиков, ранее не сталкивавшихся с заказом электронных курсов возникает вопрос: как строится взаимодействие с подрядчиком. Отсутствие опыта и знаний в этой области зачастую затрудняет процесс поиска подрядчика и даже в ряде случаев приводит к отказу от электронных курсов в пользу вебинаров, размещения на учебном портале обычных текстовых документов и/или «чужих» видеоуроков.

Чтобы облегчить понимание процесса подготовки электронного курса и ролей, которые играют в ней заказчик и подрядчик, мы подготовили статью, где описали порядок и содержание этапов разработки.

Разработка электронного курса — многоступенчатый процесс, в котором заказчик и исполнитель (подрядчик) работают в тесной связке.

Основные этапы разработки курса:

  1. Выявление потребностей заказчика.
  2. Составление ТЗ и калькуляция стоимости курса.
  3. Подписание договора.
  4. Передача исполнителю исходных материалов.
  5. Составление и согласование сценария.
  6. Разработка и согласование мультимедийных материалов.
  7. Верстка курса, отладка, тестирование на стороне исполнителя.
  8. Проверка готового курса экспертами (и опционально фокус-группой) на стороне заказчика.
  9. Запуск курса в СДО заказчика (если используется СДО/LMS).
  10. Корректировка курса по итогам запуска.

Первые два этапа у заказчика могут проходить при выборе подрядчика.

1. Выявление потребностей заказчика.

На данном этапе заказчик с помощью исполнителя формулирует основные цели и задачи внедрения электронного курса, обозначает целевую аудиторию, её особенности (пол, возраст, наличие компьютерных знаний и умений и т.д.), указывает, какие исходные материалы имеются у заказчика. Всё перечисленное поможет точнее составить техническое задание (ТЗ) и в дальнейшем написать сценарий и разработать мультимедиа, которые будут максимально учитывать специфику материала и целевой аудитории.

2. Составление ТЗ и калькуляция стоимости курса.

На основе выявленных потребностей составляется техническое задание. Это документ, в котором подробно описывается и структурируется будущий электронный курс, его цели и задачи, структура, желаемое наполнение и формы контента (текст, изображения, интерактивные элементы, аудио- и видеоматериалы, кейсы (практические задания), тесты).

ТЗ составляется исполнителем и согласовывается всеми заинтересованными лицами на стороне Заказчика. Техническое задание должно быть максимально полным, понятным и недвусмысленным.

На базе ТЗ исполнитель производит калькуляцию работ и озвучивает конечную стоимость проекта.

3. Составление и подписание договора.

На данном этапе происходит составление и согласование договора. Договор включает в себя все аспекты взаимодействия заказчика и исполнителя; их права, обязанности; а также сроки реализации проекта. Кроме того, желательно в

Важно, чтобы договор не был поверхностным — это позволит в дальнейшем избежать проблем и разногласий.

4. Передача исполнителю исходных материалов.

Исходные материалы — очень важная часть разработки. От них зависит и содержание курса, и скорость разработки.

Для наиболее быстрой и качественной реализации проекта материалы желательно предоставлять в удобной форме. К примеру, использование pdf или таблиц усложняет перенос данных в сценарий и требует дополнительных действий.

Заказчику следует проверить все предоставленные материалы на актуальность, достоверность. Желательна предварительная вычитка экспертами и проверка на опечатки и ошибки.

Важно помнить, что методист, который будет составлять сценарий, вряд ли будет специалистом, разбирающимся в тематике курса — ему, так же как и потенциальному учащемуся, придётся изучать тему. И чем качественнее и логичнее будут исходники, тем эффективнее методист сможет построить свою работу, тем меньше будет правок и дополнительных встреч.

5. Составление и согласование сценария.

Сценарий — это прототип курса. Чаще всего он готовится в виде презентации PowerPoint. Этот формат очень удобен, т.к. большинство современных курсов относятся к слайдовым, и их логику и механику проще всего продемонстрировать в виде презентации. Презентация готовится быстро, её легко можно просмотреть и отредактировать на большинстве компьютеров и даже мобильных устройств.

Обычно графика и визуальное оформление для экономии времени представлены условно. Основные графические элементы (внешний вид слайдов, иконки, персонажи, навигация) готовятся параллельно и используются уже при верстке курса.

Очень важно согласовать содержание курса именно на этом этапе. Это позволит быстро внести правки, т.к. на этапе верстки сделать это будет уже сложнее. Поэтому желательно, чтобы представители заказчика внимательно изучили сценарий и внесли свои предложения до начала верстки (сборки) курса.

6. Разработка и согласование мультимедийных материалов.

Оформление курса — это очень важная разработки. На этом этапе отрисовывается интерфейс курса, все визуальные элементы: иконки, кнопки; подбираются цвета и шрифты.

Для того, чтобы этот этап не затягивался, желательно заранее (на этапе выявления потребностей) обозначить все пожелания к дизайну и, при наличии, предоставить брендбук компании.

Процесс подготовки и создания мультимедийных файлов пойдёт эффективнее, если все ответственные лица со стороны заказчика заранее сойдутся во мнении, должны ли использоваться фото или рисованные иллюстрации, в каком стиле будет отрисовка. Идеальная ситуация для исполнителя — заказчик демонстрирует примеры дизайна, которые считает наиболее подходящими для данного курса.

7. Верстка курса, отладка, тестирование на стороне исполнителя.

Этот этап относится к техническим. Все работы проводятся на стороне подрядчика. На данном этапе происходит сборка курса на базе согласованного сценария. Свёрстанный курс тестируется на предмет программных ошибок, проверяется работоспособность навигационных элементов, тестов, интерактивных объектов и пр.

Собранный курс публикуется в нужном заказчику формате (например, SCORM) и загружается в LMS для проверки работоспособности в разных браузерах.

8. Проверка готового курса экспертами (и опционально фокус-группой) на стороне заказчика.

По окончании тестирования курса на стороне исполнителя, доступ к курсу открывается представителям заказчика. Обычно подрядчик создаёт в своей LMS учетные записи и высылает заказчикам логин и пароль для доступа к курсу.

В задачи заказчика входит внимательный и тщательный анализ курса, фиксация (скриншот + текстовый комментарий) всех моментов, которые следует исправить. По результатам данного анализа исполнитель вносит окончательные правки.

При необходимости доступ к курсу предоставляется фокус-группе, которую формирует заказчик. Чаще всего это небольшая группа из тех, кто в будущем будет проходить этот курс. По итогам они дают обратную связь: что было легко, где возникли затруднения, насколько легко было разобраться с навигацией и интерактивными элементами и т.д.

9. Запуск курса в СДО заказчика.

После внесения финальных правок подрядчик передаёт заказчику финальную версию курса для размещения её в LMS и запуска проекта. Для того чтобы курс максимально эффективно выполнял свою цель и для отслеживания ранее не замеченных ошибок, следует собирать обратную связь от всех учащихся с указанием технических аспектов (скриншот, описание ошибки, ОС, браузер).

10. Корректировка курса по итогам запуска.

По итогам полученной обратной связи заказчик (если изначально была озвучена такая опция) предоставляет подрядчику список ошибок и правок, а исполнитель вносит корректировки.

Обратная связь — чрезвычайно полезный инструмент не только для внесения корректировок в текущий проект, но и для реализации будущих проектов, т.к. позволяет предусмотреть все проблемы и успехи текущего.


Итак, мы рассмотрели с вами основные этапы разработки электронного курса. Конечно же, при реализации каждого отдельного проекта этапы могут немного отличаться, возможно появление дополнительных этапов в зависимости от специфических запросов заказчика.

В любом случае стоит помнить, что разработка электронного курса схожа по многим чертам с созданием сайтов или рекламных материалов — представления о форме и содержания у заказчика и исполнителя могут в корне отличаться, поэтому необходима слаженная работа и стремление сотрудничать с обеих сторон.

Необходимо всегда помнить и о том, что обе стороны в равной степени ответственны за результат. Попытки переложить ответственность на другую сторону неизбежно ведут к снижению качества курса, большему числу правок и растягиванию проекта во времени, а иногда и к конфликтным ситуациям вплоть до расторжения договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.